
Я нарадзіўся і жыву ў Фрунзенскім раёне Мінска, а менавіта ў Сухарава. За многія гады гэта месца стала вельмі родным і блізкім для мяне, я "пасябраваў" са сваім асяроддзем, а калі добра сябруеш з кімсьці, то не толькі ведаеш яго заганы, але і кажаш пра іх, каб блізкая табе асоба (у дадзеным выпадку мясціна) змагла ўдасканаліцца і стаць лепшай версіяй сябе.
У Сухарава мне заўжды падабаецца прастора, пэўная глыбіня пейзажу і яго шматпланавасць. Праз халмісты рэльеф мясцовасці часта бачна адразу некалькі радоў будынкаў, размежаваных шырокім дварамі і радамі дрэў. Аднак паміж вуліцамі Панчанкі і Сухараўскай, ёсць некалькі месцаў, дзе гэты ландшафт ператвараецца ў плато - вялізныя ўдзірванелыя пустыры. Яны падзелены на квадраты і трохвугольнікі павуціннем сцежак, адыходзячы ад якіх на некалькі крокаў, ніколі не ведаеш, калі правалішся ў незаўважную яміну. На пустырах выгуліваюць сабак і праз іх скарачаюць шлях ад прыпынку да дому. А калі яны зарастаюць высокай травой улетку, то з сабакамі становіцца страшна хадзіць нават па сцежках. Было б добра засадзіць пусткі дрэвамі, магчыма, зрабіць на невялікіх участках спартыўныя пляцоўкі, адмысловыя пляцоўкі для сабак.
Адно з маіх любімых месцаў Сухарава - Сямейны сквер. Яшчэ зусім маленькі я хадзіў туды з бацькамі, глядзеў на качак, што купаліся ў фантане, гайдаўся на арэлях пад штатамі велізарных елак, глядзеў з мастка на Дзівівелку, якая бярэ пачатак з крыніцы насупраць фантана. Ня так даўно там вырубілі вялікі кавалак лесу, і сярод паўзмроку хвояў і папарацяў выразна вылучаецца яркі прамавугольнік, які нагадвае пустыню: памерлыя пні, рэдкія травінкі, пілаванне. Вельмі хочацца пабачыць на гэтым месцы новыя маладыя дрэвы, якія з часам прыжывуцца сярод сваіх старэйшых сваякоў, стануць часткай лесу і злучацца з ім.
Мне здаецца, што менавіта суадносіны паміж прыродай і інфраструктурай галоўным чынам вызначаюць выгляд горада, таму ў асноўным звяртаю ўвагу на гэта. Заўжды хочацца бачыць уздоўж вуліц больш дрэў, замест агароджаў з металу - жывыя агароджы, а на месцы пустак - паркі. У Сухарава ёсць вялікі патэнцыял для таго, каб стаць "зялёным раёнам", і я вельмі хацеў бы пабачыць яго такім.
Аўтар: Арсеній Грода
Стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво», написанное в 1956 году, — это поэтический манифест, философское завещание поэта, подводящее итог его творческим и жизненным принципам.
Пастернак написал его в возрасте 66 лет в период осуждения окружением писателей из-за публикации на Западе романа «Доктор Живаго».
Стихотворение стало ответом на активное обсуждение персоны автора в обществе и прямым выражением его позиции, которая вскоре будет оценена присуждением Нобелевской премии.
Уже с первой строфы поэт заявляет свою главную тему: непринятие суеты и ложной славы, которая будет раскрываться по ходу дальнейшего прочтения.
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Здесь присутствует антитеза. («некрасиво» — «подымает ввысь») сразу расставляя акценты и служа провокацией, завлекающей к дальнейшему чтению.
Образ архива и рукописей, над которыми «трясутся», — это символ самолюбования тщеславных писателей, трепета перед материальным воплощением творчества, а не перед его сутью.
Цель творчества— самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Вторая строфа является самой значимой в стихотворении. Здесь представлена центральная антитеза: творчество — это дело, которому ты отдаёшь себя сполна, а не способ удовлетворять собственное тщеславие.
Выражение «быть притчей на устах у всех» — библейская аллюзия, подчеркивающая позор пустой, бессмысленной славы. Измену призванию писателя.
"Позорно, ничего из себя не представляя, хотеть славы" – основной посыл этой строфы.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
По моему мнению, эта строфа Пастернака является продолжением знаменитых «трех заветов» символиста Валерия Брюсова («Юноше бледному со взором горящим…»), который призывал «никому не сочувствовать» и «поклоняться искусству… бесцельно». Оба стихотворения символизируют наказ будущим поколениям писателей.
Строка "Услышать будущего зов" выражают мысль, что истинное призвание каждого творца – создать настолько ценные произведения, чтобы его творчество было актуально в будущем.
Быть знаменитым человеком — означает иметь не краткосрочную пустую славу, а создать нечто по-настоящему стоящее.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
В четвертой строфе Пастернак хотел сказать, что истинно значимый литератор отдает себя искусству полностью. Профессионализм выражается в абсолютном увлечении своим делом. Искусство является приоритетом над всем прочим.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Сравнение «как прячется в тумане местность» усиливает мысль о необходимости исчезновения, полного растворения в пути, а не демонстрации своего «я». Настоящий творец не должен искать всеобщего внимания, его путь — это рискованное погружение в неизведанное («окунаться в неизвестность»), где важен сам процесс, а не публичное его освещение.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
Творец прокладывает путь, а оценивать его будут другие.
Ключевая мысль — отказ от сиюминутной оценки. В большом деле, сегодняшний провал может обернуться завтрашним триумфом, и наоборот. Нельзя творить в погоне за сиюминутной "победой" и прогибаться в акте самовыражения (коим является творчество), под чужое мнение.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Повтор строки «Но быть живым…» и лексический повтор «живым и только» создают мощный, почти заклинательный ритм.
«Не отступаться от лица» — значит сохранять свою индивидуальность, внутреннюю правду, не лгать, не притворяться. Ни на секунду не поступаться своими принципами.
Главный императив — быть живым во всех смыслах: чувствовать, ошибаться, страдать, любить, а не быть холодным монументом себе самому. Сохранять свою жизненную и творческую аутентичность. Метафора «не отступаться от лица» означает быть верным своей сути, своей уникальной личности, не идя на компромиссы с совестью.
Прочитав это стихотворение, меня глубоко вдохновила идея о том, что главное — это не результат, оцененный другими, а сам процесс честного и самоотверженного труда, «самоотдача».
Это снимает огромный груз тревоги о признании и позволяет сосредоточиться на качестве своей работы и жизни.
Фраза «быть живым, живым и только до конца» прозвучала для меня как самый главный завет — напоминание о том, что нельзя закрываться в погоне за внешними атрибутами успеха.
Это стихотворение не только заставило меня задуматься — оно дало ощущение внутренней опоры и ясности, показав, что истинная победа всегда остается за цельностью личности и верностью своему жизненному пути.
Автор: Амиля-Мара Протасевич
Книга — незаменимый источник знаний и вдохновения для многих поколений. Существует несколько причин, почему люди читают книги.
Многие слышали фразу:”Чтение — вот лучшее учение!”. И неспроста. Читая книги, ты узнаёшь много нового и интересного, конечно, если выбрал тему, которая тебя и правда привлекает. Иначе, чаще всего, новая информация либо плохо усваивается, либо не усваивается совсем. К этой же фразе относится пополнение словарного запаса и грамотность. В книге могут встретиться слова, которые ты раньше не встречал или не знал как пишутся. Чем чаще попадается одно и тоже слово, тем быстрее оно запоминается. И в следующий раз, встретив его, ты точно сможешь написать без ошибок. Из этой мысли можно также выделить, что чтение тренирует память, которая помогает в обычной жизни. Представьте, насколько большой объём информации человек накапливает за всю жизнь! Некоторый процент памяти тратится на бесполезные сведения, другой на нужные и важные вещи. И чтобы больше сохранить в голове, нужно больше заниматься своим мозгом.
Сколько вы знаете писателей? Сколько из них действительно вам нравятся своими работами? Я не утверждаю, но, чаще всего, писатели, чьи книги вы любите читать, сами много и с интересом читали. И я говорю не только про их грамотность, разнообразный словарный запас и т.п. Некоторых на создание произведений вдохновляют фильмы, кого-то истории, услышанные в поездке, личные исследования, путешествия, музыка, да много чего! А некоторые нашли музу в книгах других авторов. Читая их, молодые писатели и писательницы набираются опыта, находят свой стиль, жанр, в котором они хотят продвигаться и развиваться. Чтение подпитывает их интерес к этому занятию, подталкивает продолжать заниматься любимым делом.
Тут моя любимая часть!... У всех бывают плохие дни: “встал не с той ноги”, плохое настроение, слишком много работы, ни с кем не хочется разговаривать, думаешь:”оставьте меня в покое!” Приходишь домой, отбрасываешь все мысли, берёшь книгу… и погружаешься в другой мир, подальше от проблем. Тебя уже ничего не волнует. Тебя интересует судьба героя и сюжет: как он справится с проблемами, будут ли они вместе, кто убийца, что будет дальше…Так может пройти несколько часов. В этом и заключается для меня прелесть книг. Они помогают сбежать от реальности, перезагрузиться, помечтать, набраться энергии и с новыми силами продолжать жить. Даже если всё плохо, книги могут помочь справиться. Конечно, не стоит жить только выдуманными мирами, но книги обогащают нашу жизнь красками и эмоциями.
В наше время идёт быстрое развитие цифровых технологий. Дети, выросшие в такой среде, всё больше отдают предпочтение соцсетям, видеоиграм и другим новинкам прогресса. Несмотря на это, любителей книг можно встретить повсеместно. С развитием технологий люди перешли на более удобные форматы чтения (аудио книги, электронные книги). Также существуют любители печатных изданий. К ним отношусь и я. Запах новой книги и ощущение шершавости страниц задают нужную атмосферу для чтения.
Автор: Елизавета Ходанёнок